Новости:
Date added: 13.06.2019В специальном административном округе Гонконг полиция разогнала демонстрантов, которые выступали против принятия закона об экстрадиции. По данным местных СМИ, 72 человека получили ранения, двое находятся в критическом состоянии. Со стороны правоохранительных органов пострадал 21 полицейский, девять из них были госпитализированы.
Многие политические эксперты отметили, что недавние события являются самыми масштабными с 1997 года, когда Гонконг стал специальным регионом после 100-летней аренды Великобритании. Несмотря на то, что выступления были разогнаны полицией, власти Гонконга отложили дальнейшее рассмотрение данного вопроса.
Что же случилось?
Прецедентом к этим событиям стала история одной пары, где 19-летний житель Гонконга убил свою 20-летнюю беременную подружку во время отдыха в Таиланде. После того, как местная полиция вышла на след убийцы, он успел убежать в Гонконг, который не имеет закона об экстрадиции с Таиландом.
После этого, представители власти Гонконга выступили с идеей создать базу для экстрадиции, но не в Гонконг, а в Китай. Кроме этого, нынешняя власть во главе с прокитайски настроенными чиновниками поддержала таковую идею, и позже был внесен проект закона на рассмотрение местного законодательного органа.
Активисты, которые выступили против таких действий власти, начали собираться в центре города и устроили акцию неповиновения. По их мнению, данный закон позволяет властям Гонконга передавать лиц, которые попадают под экстрадицию, могут быть отправлены в Макао или даже в Китай, что для многих равнозначно пыткам, допросам и смерти.
Впервые с 2014 года (со времени так называемой «Революции зонтиков»), акции протеста охватили весь город. Несмотря на мирный протест акции, спровоцированная полицией потасовка превратилась в зачистку территории, где представители органов правопорядка начали использовать слезоточивый газ и резиновые пули.
После разгона демонстрантов, ввиду серьезного резонанса со стороны мировой общественности, гонконгские власти приостановили рассмотрение проекта закона об экстрадиции. Однако эксперты уверены, что при повторном рассмотрении данного проекта закона во втором чтении, акции протеста и протестующие опять хлынут на улицы города.
Что же дальше?
Финансовые рынки в Гонконге очень сильно просели под ударами прессы, политиков-оппозиционеров и международных инвесторов. Даже на Уолл-стрит некоторые финансовые аналитики заметили тенденцию к продаже части миноритарных пакетов акций предприятий и гонконгских банков. Репутационные риски, по данным агентства Fitch, уже достигли «желтой отметки», что значит - есть риск вложения в юрисдикцию с высокими финансовыми потерями.
Тот факт, что местное правительство продолжает сворачивать демократические институты и свободы, отмечается рядом правозащитных организаций Европы и Азии. И это не добавляет рейтинга самому Гонконгу. В тоже время, в Китае пресса умалчивает детали и проблему натянутых отношений между САР Гонконгом (а точнее, демократически настроенным населением) и Пекином, где пытаются политическим путем повлиять на все процессы. Однако, поскольку в него включились и США, и Китай, и Гонконг, и даже ЕС с Великобританией, это говорит о том, что проблема на время будет заглушена другими, менее опасными решениями местного правительства.
Финансисты подчеркивают, что политические акции протеста могут затянуться на несколько месяцев, а привлекательность бизнеса будет очень невысокой. К тому же, серьезный конституционный кризис в Гонконге беспокоит и Пекин с финансовой точки зрения, ведь САР влияет на потоки инвесторов в Китай. Многие полагают, что политика «одна страна - две системы» просто не приживается в Гонконге, что сильно раздражает политиков КНР, которые хотят внедрить свои правила игры. Но из-за высокого процента протестующих, эта идея будет стоить как экономики, так и для политиков обеих регионов непомерно дорого.
Сейчас иного варианта для Гонконга как путь САР в составе КНР на правах широкой автономии просто нет. Все четыре попытки (1997, 2008, 2014 и 2019) попросту провалились: силовое решение вопроса только на время отведет опасность от проблем; а вот тот факт, что политика «закручивания гаек» по-китайски начинает вызывать отчуждение и отторжение местного населения, сворачивание прав и свобод, может сильно ударить по инвестиционному климату страны. Ответа на вопрос "что же делать дальше", похоже, нет ни у Пекина, ни у местных властей. А значит, вероятность новых кровавых протестов остается невероятно высокой.