После взрывной активности 2017 года крипто-рынки переживают сильнейшую депрессию и стагнацию. Сейчас крипто-активы являются для многих держателей скорее обременительными, нежели ценными активами. Причина кроется в хаотичном и непоследовательном усилении государственного регулирования токенов и криптовалют по всему миру.

И вот неделю назад налоговая служба Великобритании (HMRC) распространила отчет, где указала собственную трактовку крипто-активов с точки зрения налогообложения. Отчет этот следует рассматривать как еще один шаг в легализации криптовалют и токенов. Ранее, напомним, свой совместный отчет публиковали Банк Великобритании и Управление по финансовому регулированию Объединенного королевства.

Предлагаем разобраться в британской трактовке крипто-активов, поскольку это может повлиять на судьбу всей индустрии цифровых и криптографических активов.

Крипто-активы в Великобритании

Криптовалюты в Великобритании и ЕС частично легализованы, однако имеют особый статус, который отличает местное регулирование от США, Японии и Сингапура – крупнейших крипто-рынков, где разрешена работа с крипто-активами.

Согласно отчетам HMRC, Банка Великобритании и профильного управления, «крипто-актив» это не валюта или денежные знаки, а «защищенный криптографически цифровой эквивалент стоимости или договорных прав, которые могут храниться, передаваться или торговаться в электронном виде».

Более того, крипто-активы следует делить на три группы, а не на две, как в некоторых других юрисдикциях:

  • токены, со свойствами ценных бумаг (security tokens);
  • утилитарные или продуктовые токены (utility tokens);
  • платёжные токены (exchange tokens).

HMRC в последнем отчете использует термин «платежный токен», а не «криптовалюта», и большинство рекомендаций по налогообложению касаются именно этого типа активов.

К ним относятся классические криптовалюты, такие как Биткоин или Лайткоин, которые могут быть использованы исключительно в качестве платежных средств. Они не предоставляют имущественных прав или доступа к услугам/товарам.

Понятие крипто-активов в большинстве случаев предполагает применение технологии блокчейн и Distributed ledger technology (DLT, технология распределенного реестра), позволяющей осуществлять транзакции децентрализовано, без единого процессингового центра.

Для сравнения, токены security имеют свойства ценных бумаг (акций, деривативов и т.д.), и могут предоставлять право на долю от прибыли или любые иные имущественные права.

В свою очередь, продуктовые или утилитарные токены дают доступ к конкретной платформе. Там держатель токенов получает права на получение товаров либо услуг. Пример – Ethereum.

Утилитарные токены бизнес зачастую выпускает под решение своих прикладных задач. Например, использует токены для выпуска цифровых скидочных купонов в интернет-магазины. Но такие токены не могут использоваться как заменители денег или как ценные бумаги.

Налогообложение крипто-бирж

В HMRC поясняют, что процесс купли/продажи крипто-активов может трактоваться как «финансовая торговля» только в «исключительных обстоятельствах». Определяются такие обстоятельства исходя из сложности и частоты операций, уровня организации и пр.

Налог на прибыль тут получает приоритет над налогом на прирост капитала. На практике это означает, что будет применяться подоходный налог, ставка которого в Великобритании, в зависимости от обстоятельств, находится в очень широком диапазоне – от 0% до 45%.

В ведомстве убеждены, что большинство владельцев крипто-активов – это физические лица, которые удерживают их в качестве личных инвестиций. Для таких случаев применяется налог на прирост капитала со ставкой 10-28% (зависит от объемов капитала).

Важный административный момент: владелец крипто-активов сам должен собирать и хранить все данные по транзакциям, поскольку крипто-биржи сохраняют эту информацию лишь короткий период времени. Надо отмечать не только сумму, но и тип актива, вид и дату сделки, адреса кошельков и банковские выписки. Все это регулятор требует указывать в налоговой декларации.

Еще один важный нюанс: даже те сделки, которые осуществляются без использования фиатных валют, должны конвертироваться в фунты стерлингов для целей налогообложения. Например, при обмене биткоинов на лайткоины на крипто-бирже налоговым резидентам королевства прибыль или убыток следует указывать в эквиваленте британской национальной валюты. В HMRC такой подход называют «самооценкой».

Налогообложение зарплат в криптовалютах

HMRC требует применять для налогообложения зарплат подоходный налог. Регулятор отмечает, что этот налог распространяется и на биржевые операции, если работодатель осуществляет их с целью выплаты заработной платы в криптовалюте. Также это актуально если оплата труда начисляется из прибыли, полученной в результате работы с крипто-активами. На эту сумму также распространяются страховые взносы, но не пенсионные.

Как следует из разъяснений регулятора, налоговым агентом в таком случае выступает работодатель, который отчитывается о подобных транзакциях в Налоговую службу Великобритании. При этом, однако, работникам стоит помнить о налоге на прирост капитала, если криптовалюта потом будет использоваться как инвестиционный инструмент.

Крипто-активы рассматриваются в качестве имущества только если речь идет о наследстве.

Налогообложение майнинга

Майнинг – это распространенный ныне способ заработка через создание новых блоков в цепи блокчейн и обеспечение транзакций на компьютерных вычислительных мощностях в рамках распределенной сети. За предоставление своего оборудования для нужд сети майнер получает вознаграждение в виде «добываемой» криптовалюты.

HMRC будет облагать такое вознаграждение подоходным налогом. Ставка зависит от активности майнера, рисков, коммерциализации деятельности и т.д. В декларации указывается стоимость крипто-активов на момент получения в денежном эквиваленте (фунт стерлингов). К этому добавляется налог на прирост капитала, если лицо намерено хранить крипто-активы в инвестиционных целях более 30 дней.

Регулирование airdrop

Airdrop – это бесплатное распространение токенов или криптовалют в рекламных или иных целях. Крипто-стартапы используют этот инструмент для привлечения внимания к новым токенам, а также для расширения сети держателей. Такие стартапы зачастую имеют собственную инфраструктуру (смарт-контракт, майнеры и пр.) для эмиссии и поддержания распределенной сети.

По мнению HMRC, токены, полученные бесплатно, без обмена на товары либо услуги, не подпадают под действие налога на прибыль – т.е. налогами не облагаются. Это распоряжение распространяется на крипто-активы, которые не связаны с торговой или хозяйственной деятельностью, либо майнингом, который, как мы уже знаем, учитывается отдельно.

Важно: токены, полученные в рамках bounty-кампаний (разновидность airdrop) облагаются подоходным налогом, так как предполагают услуги или ожидание услуг взамен на крипто-активы. Это рассматривается как специальный тип крипто-активов, а налоговой базой считается их эквивалент в фунтах стерлингов на момент получения.

Стоимость криптовалюты для налоговой декларации рассчитывается при распоряжении ею. То есть в момент, когда лицо покупает или продает токен, в том числе за другую криптовалюту или фиатные деньги, но в эквиваленте британской валюты. Учитывается также передача подобных цифровых активов другим лицам и оплата услуг/товаров.

Налоговые вычеты и налог на прирост капитала для физлиц

Налоговая служба допускает применение налоговых вычетов для крипто-бизнеса при определении прибыли либо убытка в следующих случаях:

  • если первоначально за актив были уплачены фиатные деньги;
  • если уплачены транзакционные сборы за добавление транзакции в распределенный реестр;
  • если оплачена реклама для покупателя или продавца и др.

Для этих целей не учитываются затраты на майнинг (закупка оборудования, оплата электроэнергии и пр.) и иные расходы, которые предполагают деятельность, облагаемую налогом на прибыль.

Физлицам предписано рассчитывать убыток и прибыль, если они распоряжаются крипто-активами, чтобы знать надо ли им платить в казну и, если надо, то о какой ставке речь. Освобождены от налогов в полном объеме (в т.ч. от налога на прирост капитала) только те крипто-активы, которые отдаются на благотворительность.

HMRC особое внимание уделяет практике применения раздела 104 Закона о налогообложении прироста капитала. В частности, для упрощения процедуры для налогоплательщиков, рекомендуется объединять активы в пулы. Это позволяет администрировать налог не по каждой отдельной транзакции, что может быть обременительно, а сразу за весь пул.

Понятие пула позволяет формировать «объединенную допустимую стоимость» («pooled allowable cost»), учитывающую первоначальное вознаграждение, выплаченное за токены, в эквиваленте фунтов стерлингов.

На практике это означает, что владелец биткоинов, лайткоинов и эфереума может учитывать не каждый кошелек или транзакцию в отдельности, а три пула, сформированные по типу актива. То есть отдельно пулы «биткоин», «лайткоин» и «эфир». Объединённая допустимая стоимость каждого пула будет изменяться в зависимости от продажи или приобретения крипто-активов.

Для физических лиц, однако, есть нюанс – они все равно обязаны вести учет сумм, потраченных на каждый тип криптовалют. Сама HMRC приводит пример, как следует администрировать свои цифровые активы частным лицам: Виктория приобрела за 1000 фунтов 100 токенов типа А. Через год она купила еще 50 токенов, но уже за 125 000 фунтов. В итоге, у Виктории имеется 150 токенов, купленных по разной стоимости, однако при налогообложении учитывается, что ее пул «А» был куплен за 126 000 фунтов.

Предположим, через пару лет она захочет продать 50 крипто-активов из пула «А» за 300 000 фунтов стерлингов. Ей разрешено вычесть часть своих затрат при расчете прибыли по этой сделке. Формула вычета будет выглядеть примерно так: 126 000 £ x (50/150) = 42 000 £, где 50/150 – это 50 токенов из пула «А» (1/3 пула).

300 000 £ – 42 000 £ = 258 000 £ - это итоговая прибыль Виктории по сделке, и база, из которой высчитывается налог на прирост капитала. Ставка его, напомним, 10-28%.

Но есть нюанс: это работает иначе для краткосрочных инвестиций (до 30 дней). То есть для случаев продажи токенов в течение 30 дней после их покупки. К примеру, 4000 биткоинов проданы Викторией за 160 000 £, а через несколько дней (но менее 30-ти) были куплены 500 биткоинов за 17 500 £, которые и остаются у нее на кошельке. Эти сделки не могут быть объединены в один пул.

Взамен пула сумма прибыли для налогообложения будет рассчитываться по следующей формуле: 160 000 £ x (500/4000) = 20 000 £. То есть учитывается количество крипто-активов по итогу срока в 30 дней, а налогооблагаемая сумма за этот период составит всего 2500, а не 160 000 фунтов.

Крипто-активы могут быть проданы за сумму меньшую, чем было уплачено при покупке. То есть может быть зафиксирован убыток, который повлияет на уменьшение налоговой базы. Более того, если сумма активов незначительна, то можно подать заявление о «выбытии» - т.е. об освобождении от налогообложения приобретенной криптовалюты.

Такое заявление можно подавать в случае, если курс криптовалюты обвалился до несущественных значений или был утерян доступ к криптокошельку. Однако случаи кражи и мошенничества рассматриваются другими органами.

Также отдельно от пулов администрируются токены, полученные в результате Airdrop или форков.

Форки крипто-активов

«Форки» (выделяют «хард» и «софт – «радикальные» и «незначительные») – «разветвления» распределенного реестра на две независимые цепочки блоков. При этом появляется «клон» исходной криптовалюты, однако с другой стоимостью и, возможно, иными свойствами, заложенными инициаторами форка.

Так, из блокчейна Биткоина в результате хардфорка (радикального изменения реестра) «ответвился» Биткоин Кеш, который стал самостоятельной криптовалютой. При этом Биткоин Кеш автоматически генерировался в кошельках у всех владельцев оригинального биткоина, если там на балансе была криптовалюта. Таким образом уже осуществлено около 10 форков одного только Биткоина.

В Налоговой службе считают, раз в результате форка появляется новая самостоятельная криптовалюта. Следовательно, налогом она тоже должна облагаться отдельно. В ведомстве проводят параллели с Airdrop, о которых мы уже писали ранее.

Вывод

Учитывая неопределенность, которая уже который год охватывает крипто-индустрию из-за непоследовательной позиции регуляторов других стран, взвешенная позиция HMRC может оказать заметное влияние на весь мировой рынок.

Отчет содержит вполне четкие и простые в применении требования к налогообложению крипто-активов в Великобритании. Такой подход позволяет легально работать с криптовалютами как физическим, так и юридическим лицам.

В случае успешного практического применения, этот опыт, несомненно, окажет влияние и на другие государства. Кроме того, после запретов в Китае, ограничений в США, Сингапуре и Японии, крипто-бизнес (в первую очередь биржи и крупные фонды), ищут новую «гавань» для беспрепятственной работы в легальном правовом поле.